Май 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Июнь 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс123456789101112131415161718192021222324252627282930
Июль 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Августь 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Сентябрь 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс123456789101112131415161718192021222324252627282930
Октябрь 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Государство выбрасывает деньги на мусор?

Анастасия Гурина

На программу по сбору и переработке мусора государство тратит значительные средства, тем не менее, она остается неэффективной, уверены специалисты. Предприниматели предлагают правительству более эффективную и дешевую систему.

Несколько лет назад Беларусь озадачилась тем, как уменьшить горы мусора, которые каждый год закапываются на полигонах.

Решить задачу поручили нескольким ведомствам во главе с Министерством ЖКХ. Чиновниками был выбран распространенный в мировой практике способ – это извлечение из общей массы отходов того, что можно не выбрасывать, а использовать повторно. Эта идея легла в основу Государственной программы сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья на 2009-2015 годы.

Для реализации задумки было решено снабдить жилые кварталы урнами для разных видов отходов и агитировать население разделять свои отходы по разным видам. Или хотя бы по двум – то, что можно переработать, и что нельзя.

Собранные отходы, подлежащие повторному использованию (вторичные материальные ресурсы), будут перерабатывать мусороперерабатывающие заводы. Их уже построено пять, и в будущем планируется наращивать мощности. Власти рассчитывают, что эти меры позволят к 2016 году собирать около 600 тыс. тонн в год вторичных материальных ресурсов.
Средства на реализацию данных планов пойдут значительные. В 2012 году стоимость госпрограммы оценивалась в районе 192 млн долларов.

Вложенные деньги превратятся в мусор

Некоторые специалисты считают, что эта программа – пустая трата денег. При большой затратности она не решает главной проблемы – растущего образования мусора. А миллиарды, потраченные на борьбу с вновь создаваемым мусором, все равно не смогут обеспечить сбора и переработки большого объема отходов.

Почему это так, «Ежедневнику» объяснил координатор проектов Республиканской конфедерации предпринимательства Алексей Лаврецкий, который специализируется на экологическом направлении.

По словам специалиста, путем раздельного сбора отходов населением много не соберешь. О том, как неэффективно работает данный подход, можно судить по опыту самой Беларуси прошлых двух лет. Желтые контейнеры были установлены в большинстве районов, а существующие мусороперерабатывающие заводы были введены в эксплуатацию еще в 2011 году. Тем не менее, заводы, которые перерабатывают пластик и стекло, сегодня заявляют о незагруженности своих мощностей – вместо переработки нашего мусора им приходится перерабатывать российский, купленный к тому же за валюту. Об этом заявлял, например, завод по переработке пластика в Могилеве (который, кстати, отправляет большую часть своей продукции на экспорт, и мог бы иметь неплохую прибыль).

Не лучше обстоят дела у завода по переработке стекла под Минском. Ему, как и производителям стекольной продукции, приходится импортировать стеклобой. В 2012 году в Беларусь было ввезено 18 тыс. тонн битого стекла на сумму 2 млн 243 тыс. долларов. А в целом на ввоз стеклянных отходов и тары потратили 115 млн. В то время как в нашей стране каждый год закапывается в землю 510 тыс. тонн стекла, которые оцениваются в 61 млн долларов.

По словам Алексея Лаврецкого, мизерные заготовки ВМР получаются из-за того, что у населения нет мотивации разделять отходы на несколько групп. «И проблема тут не в культуре, на которую пеняют наши чиновники, – уверен Алексей Лаврецкий. – У сознательных немцев власти не рассчитывают наладить сбор, опираясь лишь на одну сознательность населения, – там развиты другие системы на основе экономической мотивации».

В странах с развитой системой утилизации отходов, например, в Германии, способ раздельного сбора существует лишь как подспудный, второстепенный. Раздельный сбор при отлаженной системе позволяет собирать лишь до 40% от того объема вторичных материальных ресурсов, который можно собрать в принципе. В планах у нашего государства – собрать 70%.

Математические казусы

Специалисты уверены, что официальная статистика образования отходов тары и упаковки занижена минимум в 2,5 раза. «Дело в том, что организации, ответственные за сбор и применение ВМР, прекрасно понимают, что при существующей системе сбора достигнуть поставленных показателей по сбору никогда не удастся, – объясняет Алексей Лаврецкий. – Поэтому, занижая объем образования, они автоматически снижают рамку достижения показателей».

Усомниться в подсчетах МинЖКХ заставляют противоречивые данные официальной статистики. Например, сообщается, что в Беларуси образуется примерно 190-210 тыс. тонн отходов стеклянной тары и стеклобоя. В то время как Белстат сообщает об импорте 200 тыс. тонн стеклянной тары и стеклобоя в год. К этому числу еще нужно прибавить тару, произведенную внутри страны.

Под вопросом оказывается и число, названное в качестве предельного количества отходов, которые можно собрать в теории. Замминистра ЖКХ Анатолий Шагун в интервью «Ежедневнику» сообщил, что в принципе можно собрать и пустить во вторичный оборот только 25% от всего объема отходов. К 2016 году планируется собрать 600 тыс. тонн ВМР – эта цифра позиционируется как 70% от возможного объема. На самом же деле собирать можно гораздо больше и планируемые государством показатели в реальности достижением не являются.

В подтверждение своих слов Алексей Лаврецкий приводит официальные данные по составу коммунальных отходов. Они на 58% состоят из бумаги, стекла, пластика и металлов, то есть тех самых вторичных материальных ресурсов. Не все из этого годится для повторного использования и, тем не менее, может быть собрано. В Германии, например, собирается 85% от всех отходов стекла, пластика и металла. По подсчетам специалистов, Беларусь могла бы заготавливать более 800 тыс. тонн ВМР в год.

Дешевле мусор не производить

Проблема кроется в неэффективности выбранной Минжилкомхозом системы обращения с отходами, уверены предприниматели. Страны с развитой утилизационной системой не ограничиваются предложением населению выбрасывать разные виды мусора в разные урны. Они стимулируют производителей товара использовать многоразовую («многооборотную») упаковку, а население – возвращать эту упаковку. Данная система называется депозитной.

О том, как работает депозитная система, белорусы помнят со времен Советского Союза. На производителей товара налагают дополнительную плату за одноразовую упаковку. Поэтому производители стремятся упаковывать товар в многооборотную тару из стекла, пластмассы и металла. Товары в многооборотной упаковке реализуются конечному покупателю с взиманием денежного сбора (депозита). Депозит возвращается покупателю в обмен на бывшую в употреблении тару.

Данный подход позволяет бороться с корнем проблемы – производством излишнего мусора. Производители товара заинтересованы, во-первых, упаковывать его в как можно меньшее количество упаковки. Во-вторых, они заинтересованы, чтобы эта упаковка была многооборотной – это снижает объемы закупок новой тары.

Сколько можно сэкономить?

Козырь депозитной системы в противовес той, которая создается сегодня у нас, – ее экономичность. Она позволяет, во-первых, экономить ресурсы на производстве новой тары; во-вторых, на переработке отходов, которых становится гораздо меньше.

Если каждый год будет собираться для повторного использования почти миллион тонн упаковки, как это планируют разработчики новой системы, то объем мусора сократится на ¼ (сегодня в Беларуси образуется около 4 млн тонн отходов).

Это в свою очередь позволит экономить на услугах ЖКХ. Сегодня только на вывоз и обезвреживание отходов каждый год тратится 7 млрд 407 млн рублей (40% из них оплачивается населением). После уменьшения объема коммунальных отходов на ¼ эта сумма тоже сократится на четверть. Снизится и нагрузка на мусороперерабатывающие заводы.
Вспомним еще полтора триллиона рублей (192 млн долларов) на реализацию принятой программы заготовки и переработки вторсырья.

Проект по обращению с отходами на основе депозитной системы, который разработала инициативная группа Конфедерации предпринимательства, вообще не предполагает никаких госдотаций и бюджетных вливаний. По словам Алексея Лаврецкого, все траты возьмут на себя частные структуры. В целом предлагаемая система, по словам ее разработчиков, позволит экономить не менее 25 млн долларов ежегодно.

Без дотаций не обойтись?

Минжилкомхоз не поверил предпринимателям, что создание депозитной системы не потребует капитальных вложений государства. В своем ответе на обращение Конфедерации Министерство заявило, что финансирование потребуется, во-первых, на создание системы взимания, распределения и возврата депозитного сбора. Во-вторых, на создание сети приемных пунктов, а также на установление механизмов работы системы внутри ЕЭП.

Министерство видит еще одну статью обязательных денежных вливаний: чтобы оценить затратность системы, Минэкономики должно разработать технико-экономическое обоснование. «Однако возможности профинансировать данную работу, в том числе и со стороны СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства», в текущем году не имеется», – написано в ответе МинЖКХ.

Недавно предприниматели направили свое предложение в правительство. Всем заинтересованным органам поручено еще раз рассмотреть вопрос.

 

http://www.health.ej.by/ecology/2013/05/14/gosudarstvo_vybrasyvaet_den_gi_na_musor.html